КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Продам елочные украшения СССР

 
Главная елочка страны в подмосковном Клину

Музей новогодней игрушки

Подмосковный Клин не может пожаловаться на отсутствие внимания высокопоставленных чиновников. Сюда, еще будучи президентом, наведывался Владимир Путин, посещал Государственный дом-музей П. И. Чайковского. В июле этого года в Клин приезжал Дмитрий Медведев, осмотревший новый городской больничный комплекс. Губернатор Московской области Борис Громов дал высокую оценку городу на областном совещании по благоустройству. А корреспондент «Времени сбережений» посетил Клин, чтобы побывать в открывшемся в сентябре 2008 г. уникальном для России музее новогодней игрушки, который должен также стать успешным бизнес-проектом.

ОАО «Ёлочка» — старейшее в России специализированное предприятие по выпуску стеклянных ёлочных украшений. А Клин — родина российской стеклянной новогодней игрушки. Поэтому совершенно логично, что идея создания такого музея пришла в голову работникам именно этого предприятия.

— Это не совсем музей в обычном понимании, — отмечает управляющий Клинским отделением Сбербанка России Наталья Юрьевна Осипова. — Помимо готовых новогодних украшений, посетители смогут не только воочию увидеть некоторые этапы их производства, но и сами поучаствовать в процессе.

Наталья Юрьевна знает о музее все. Ведь именно Среднерусский банк Сбербанка России инвестировал средства в этот проект, который через три года должен выйти на самоокупаемость и рассчитан на то, чтобы принимать 130 тысяч туристов в год.

— Экономика город и района сейчас интенсивно развивается, — продолжает Наталья Юрьевна. — Иностранные туристы у нас частые гости, ведь здесь находится знаменитый на весь мир музей Чайковского. Клинский район пересекает важнейшая федеральная трасса, соединяющая Москву и Санкт-Петербург.

— Наш музейный комплекс включает в себя как выставочный зал, так и мини-цех по производству новогодней игрушки, демонстрирующий две основные технологические стадии — выдувание и роспись. Сами посетители смогут попробовать внести свой вклад в производство — расписать игрушку. Тут же будет организована продажа сделанных на ваших глазах игрушек. В комплексе возможно проведение концертных программ, будет работать кафе, — подключается к разговору директор музея Людмила Александровна Симанович.

— Откуда пришла идея создания такого масштабного проекта?

— Идея появилась весной 2007 года. И к лету мы уже кредитовались в Сбербанке для ее осуществления.

А нечто подобное давно пора было сделать. Ведь Клин — родина русской стеклянной елочной игрушки. Промысел зародился, согласно одной из версий, так: после открытия стеклодувного завода часть особо сметливых крестьян стала работать, что называется, на дому. Основной продукцией были стеклянные бусы, которые использовали для украшения женской одежды. А через эту местность, как и сейчас, пролегала основная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, по которой путешествовало немало торговцев, среди их товаров были и стеклянные елочные украшения из Европы. Возможно, кому то из крестьян довелось увидеть или даже заполучить одно из них, а потом попробовать сделать нечто подобное. Стало получаться, и промысел «пошел». Изначальным сырьем, кстати, послужили те самые стеклянные бусинки.

Основная идея музейного комплекса: Новый год круглый год. Построен он, конечно же, в первую очередь для детей, соответствующе оформлен. Мы собрали коллекцию фигурок Дедов Морозов, в планах — пригласить заехать к нам по пути в Москву главного Деда Мороза из Великого Устюга, чтобы наши новые игрушки попали на главную елку страны. Хотя и у нас есть немаленькая елка высотой 10 метров. На ней мы повесили около двух тысяч игрушек.

— Неужели у вас в коллекции есть игрушки 19 века?

— К сожалению, столь старых игрушек не осталось — вещь все-таки очень хрупкая. К тому же дореволюционные стеклянные елочные украшения стоили очень дорого, особенно европейского производства, поэтому они были недоступны для многих. А вот согласно имеющемуся у нас прейскуранту 1940-го года, игрушка-шар стоила уже всего 36 копеек.

Что же касается наших экспонатов, то их приносили как работники фабрики, так и мы сами. Искали по родственникам, покупали на блошиных рынках, на Измайловском вернисаже, игрушки привозили из разных областей.

— Как рождается игрушка?

— Берется так называемый стеклодрот. Это такой стеклянный прут — из него игрушки и выдувают. Есть два основных способа выдувки: свободная и формовая. Результат свободной выдувки зависит от легких и рук стеклодува, а при формовой выдувке используют форму определенной конфигурации.

Затем стеклянную заготовку подвергают металлизации — покрывают металлическим блеском в специальной вакуумной установке, а потом, окуная в чан с краской, окрашивают. Затем наступает черед художников по росписи игрушек. В конце обрезают усики, оставшиеся от выдувки (за них удобно держать будущую игрушку во время технологического процесса), прикрепляют колпачок и упаковывают. Полный технологический цикл длится 8 часов, одну смену.

— Какие надежды вы возлагаете на данный проект? — этот вопрос адресован уже генеральному директору ОАО «Елочка» Ольге Павловне Волковой.

— Мы гордимся тем, что смогли реализовать его, так как специфика нашего предприятия — сезонность продукции — факторы большого риска. А данный проект должен способствовать экономическому развитию предприятия. Ведь только 3—4 месяца в году идет реализация новогодних игрушек: с сентября активизируются оптовики, в декабре — розница. А потом рынок замирает до следующего Нового года, и все остальное время мы работаем «на склад». Музейный комплекс должен дать нам возможность реализовать нашу продукцию круглый год за счет туристов. Клин входит в областную туристскую программу «Губернское кольцо Подмосковья», поэтому мы отлично впишемся туда с таким интересным проектом. В новогодние праздники наш комплекс, конечно, будет вне конкуренции. Но и в другое время года здесь будет, чем занять гостей. К примеру, есть идея проводить у нас бракосочетания, почему бы и нет? Взрослые всегда не прочь окунуться в детство. К нам уже приходило немало чиновников самого разного ранга, и даже у таких серьезных людей после посещения не было ни одного безучастного лица. Есть даже специальный зал, воспроизводящий семейное празднование Нового года 40—60-х годов. Людям старшего поколения будет что вспомнить и понастальгировать.

Что же касается сотрудничества со Сбербанком России, то оно у нас давнее и плодотворное. Опять же, специфика нашего производства не позволяет обойтись без кредитования под оборотные средства. Но нам идут на встречу, доверят и помогают. Данного музея тоже не было, если бы не доверие Сбербанка.

— Кто принимает решение, какой будет ваше новое елочное украшение?

— Елочная игрушка проходит длительный путь от задумки до реализации. Связано это с тем, что мы, как предприятие народно-художественного промысла, должны следовать традициям.

Прежде всего, это касается узора, сочетания цветов, да и всего образа. Поэтому игрушка сначала проходит нашу заводскую экспертизу, затем областной экспертный художественный совет, а потом федеральный экспертизу. Кроме того, наши изделия чаще всего предназначены детям и несут еще и большую воспитательную функцию. Так что все очень строго. Естественно, мы не стоим на месте и, помимо классики, всегда внедряем в производство новые современные модели. Сейчас у нас 700 видов продукции.

В свое время в СССР была популярна советская тематика, выпускались новогодние украшения в виде орденов, серпов и молотов, дирижаблей, космонавтов, делали шары с портретами Ленина и Сталина. Вся история страны отражается в игрушке, в какую эпоху живем — такую игрушку и выпускаем.

Сейчас выпускаемые предприятием игрушки в большей степени показывают свою народность, в них использованы русские мотивы декорирования, мы возобновляет производство фигурной игрушки, в основном это сказочные герои. Западные новогодние украшения мы не копируем.

— Сейчас много импорта, в том числе и новогодних игрушек. Как вы с этим справляетесь?

— Учитывая, что «Елочка» — это практически единственное крупное предприятие такого рода в России, мы удовлетворить большой спрос на нашу продукцию не можем.

Сейчас у нас работает 430 человек, а в 70-е годы — трудилось 1700, в две смены. Выпускали до 4000 изделий в смену, еле успевали отгружать для всего Советского Союза.

Импорта, конечно, хватает. Но по соотношению цена-качество мы выигрываем. Если европейские игрушки ручной работы очень дороги — от 4—5 евро за штуку, то у нас аналогичное изделие стоит 12—20 рублей. Игрушка от «Елочки» ручного изготовления в нашем магазине стоит сопоставимо цене сделанного на автомате елочного украшения из Украины.

Кстати, в России автоматического изготовления вообще не осталось, хотя раньше мы этим тоже занимались. Вообще, самая затратная часть производства — это выдувание.

— Где учат на стеклодува?

— Только у нас на предприятии. Уникальных для нас специалистов не готовит ни одно учебное заведение, поэтому мы получили лицензию и при предприятии организовали школу профобразования по уникальной профессии стеклодувов. Это довольно сложное мастерство и не факт, что молодой человек сможет его освоить. Самые высококлассные специалисты — из трудовых династий, те, кому передали мастерство их родители, потому что главное в этом — чутье, ведь профессия стеклодува сродни работе ювелира.

Немногие из народных промыслов выжили в новых экономических условиях. Мы стараемся идти в ногу со временем по моделям и по качеству, участвовали и участвуем в международных выставках. Еще в СССР много работали на зарубежном рынке. Наша продукция заметна, может, поэтому не обходится без пиратства: китайские производители на основе наших форм делают свой ширпотреб, слегка по-иному раскрашенный. Мы совсем не защищены от пиратства, но с другой стороны, если нас копируют — значит, мы делаем настоящие, и классические, и трендовые вещи.

Начало возникновению Клинского стеклодувного промысла было положено в 1848 году. Тогда князь А. С. Меньшиков открывает в своем имении Александрово завод по производству ламп, бутылок, изделий из цветного стекла.

Позже увеличивающийся спрос на ёлочные игрушки подтолкнул крестьян заняться индивидуальным ремеслом в своих домах. В период национализации кустари-одиночки начинают объединяться в артели, которые, в свою очередь, затем были преобразованы в Высоковскую, Решетниковскую, Круговскую фабрики и Клинскую фабрики. Именно путем их слияния и образовалось объединение «Ёлочка», в 90-е годы ставшее акционерным обществом открытого типа и расположенное в городе Высоковске.

На Руси в X-XV веках начало Нового года отсчитывали с 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке, где до этого было принято украшать елки яблоками. Но в один неурожайный год кому-то пришло в голову выдувать яблоки из стекла. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья.

Впервые украшение новогодней елки было запрещено в России в 1916 году Священным Синодом как «немецкий обычай». В 1928 году елку еще раз запретили большевики, уже в рамках борьбы с «религиозным дурманом», хотя сам Ленин участвовал в детских новогодних праздниках в Горках. Вновь елка была разрешена перед новым 1936 годом.

Первые советские украшения для ёлок выпустил завод по производству электрических ламп. А во время запрета на новогодние елки, клинские артели переключились на выпуск лабораторной посуды — пробирок и колб.


© «Время сбережений», www.srb.ru

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАШ ФОРУМ

- ильич551 добавил сообщение в тему Новый год в лицах, или Обратная сторона флажка.

- ильич551 добавил сообщение в тему Новый год в лицах, или Обратная сторона флажка.

- ильич551 добавил сообщение в тему Новый год в лицах, или Обратная сторона флажка.

- ильич551 добавил сообщение в тему Артель «Изокульт»

- ильич551 добавил сообщение в тему Деды Морозы в СССР

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть