КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Продам елочные украшения СССР

 
Вагон столыпинский, кругом решеточки

Столыпинский вагон

Столыпинский вагон  (вагонза́к, вагон для перевозки спецконтингента) - специальный вагон для перевозки осуждённых.

Впервые такие вагоны появились в 1908 году во времена известного министра царской России Петра Аркадьевича Столыпина. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими». С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая кампания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осуждённых.

Этот факт из истории нашей страны нашел своё отражение и в елочной игрушке -  с конца 1930-х гг. в форме столыпинского вагона выпускалась сюрпризница (бонбоньерка) на елку - "Столыпинский вагон, 16 тонн", в которую вкладывались сладости и сюрпризы для детей. Кроме того, на елке можно встретить и другие игрушки железнодорожной тематики.

Картонажная елочная игрушка-сюрпризница "Столыпинский вагон" Картонная елочная игрушка-бонбоньерка "Столыпинский вагон"
Елочная игрушка "Столыпинский вагон" 16 тонн. Картон, обклейка бумагой с полиграфическим рисунком.
Конец 1930-х гг.

 

Вагонзак или вагон для перевозки спецконтингента

Подробное описание перевозок заключённых в СССР в сталинские времена в вагонзаках есть в произведении А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и мемуарах Е. С. Гинзбург «Крутой маршрут».

На станции Торнякалнс, откуда 14 июня  1941 отправлялись эшелоны с жителями Риги, высылаемыми в Сибирь по решению НКВД, в память об этом событии установлен вагонзак того времени.

Картонажная елочная игрушка "Паровоз Сталин". С конца 1930-х гг. На станции Торнякалнс, откуда 14 июня  1941 отправлялись эшелоны с жителями Риги, высылаемыми в Сибирь по решению НКВД, в память об этом событии установлен вагонзак того времени.
Картонажная елочная игрушка "Паровоз Сталин"
С конца 1930-х гг.
Вагонзак-памятник на станции Торнякалнс


*****

Я феню забросил сейчас,
А раньше я все колыхал,
Но ласковых слов и облас,
Я с малых годов,
Я с малых годов,
Я с малых годов не слыхал.

Вагон столыпинский, кругом решеточки.
Конвой из Вологды - не до чечеточки!
Вагон столыпинский - не до бутылочки,
А из Бутырочки до Пресылочки.

Группа «Лесоповал» - Столыпинский вагон
слова: Михаила Танича
музыка: Сергея Коржукова


*****

Современный вагон для перевозки осуждённых является модификацией стандартного пассажирского вагона.

В отличие от обычного пассажирского вагона, так называемый большой коридор вагонзака разделён на две части. В одной находятся купе начальника караула с заместителем, а также купе караула, в другой части (режимной) находятся собственно камеры. Одна из конструкций вагонзака имеет 5 камер с 6 полками, а также откидывающуюся лежанку между вторыми полками. Камеры отделены от коридора не стеной, а решёткой. Двери также решётчатые, имеющие в средней части открывающееся окно. Первые 3 камеры выполнены трёхместными, имеющими дверь не решётчатую, а металлическую. Современная конструкция включает три малые и пять больших камер. В последних имеются по четыре полки, как в обычных пассажирских вагонах. Другая распространённая конструкция спецвагона - 5 больших камер (в них содержится до 12 человек спецконтингента) и 4 малых (до 5 человек).

Наружные окна в режимном коридоре могут быть выполнены из матового или рифлёного стекла, не позволяющего видеть сквозь него. Но, очень часто, вагонзаки имеют обычные наружные стекла. Все окна в вагонзаке снабжены решётками. Конструкция решёток позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. Окон в камерах не имеется.

Также в отличие от обычного пассажирского вагона в современном вагонзаке имеется кухня, оборудованная печью (для приготовления пищи для личного состава караула, в то время как конвоируемые получают сублимированный паёк), стационарный холодильник под вагоном, а также душевая. Помимо караульной команды, вагонзак сопровождают два проводника.

Производство вагонзаков велось  Ленинградским Ордена Октябрьской Революции и Ордена Красной Звезды вагоностроительным завод им. И. Е. Егорова (ныне ЗАО «ВАГОНМАШ»), позже их производство продолжил ОАО «Тверской вагоностроительный завод».

 

Ленинградский вагоностроительный завод им.Егорова (ЗАО «ВАГОНМАШ»)

Страницы из истории завода. Газета «Егоровец» №22 от 5 июня 1957 года.

В руках иностранных капиталистов

В июне этого года совет­ский народ будет отмечать 250-летие Ленинграда. Нема­ло ярких страниц вписали в историю города и рабочие одного из старейших пред­приятий Ленинграда - заво­да имени Егорова. По просьбе многих наших читателей мы решили через газету коротко ознакомить их с историей на­шего завода.

В 1874 году на Колмовской улице, на углу Забалканского (ныне Московского) проспекта, английский предприниматель Смит построил столярную фаб­рику, расширенную затем в столярно-механический завод со сво­ей литейной мастерской.

Через 10 лет владельцем за­вода стал немецкий капиталист Федор Карлович Ретшке, являв­шийся одновременно и помещи­ком в Новгородской губернии.

Трудно было русским рабочим выговаривать эту фамилию и прозвали они его по-своему — «Речкин». Так с легкой руки ра­бочих «завод Речкина» и вошел в дореволюционную историю вплоть до 1917 года, хотя хозяе­вами завода уже с 1892 года и до Февральской революции были другие капиталисты - основа­тели Фирмы «Эйлер и Пастор».

В то время завод еще не был вагоностроительным - продук­цию его составляли столярные изделия, высококачественный паркет, литье из чугуна. Однако уже и в те годы завод начал ра­ботать на транспорт, пока еще конный. Фирма «Эйлер и Пастор» выпускала легковые экипажи на двух пассажиров, так называе­мые «кабриолеты» в одноконную упряжку.

Затем было положено начало строительству конного обоза по заказам военного ведомства и гражданских организаций. Этот вид изделии надолго стал одним из основных видов продукций завода. Выпуск обоза продолжал­ся и в советское время, вплоть до 1930 года.

Заказы военного ведомства в царской России были особенно выгодны капиталистам, и поэтому на заводе изготовлялась н другая продукция для армии - понтон­ные мосты, солдатские походные кухни.

В 1897 году владельцы фир­мы «Эйлер и Пастор» переимено­вывают ее в «Санкт-Петербург­ское товарищество вагонострои­тельных заводов».

Вагоны в дореволюционный пе­риод строились деревянные, двухосные, длиной в 14 и 16 метров, часто с примитивным отоплением в виде обыкновенной «чугунки» в углу вагона без трубопровода по всему вагону. Это были вагоны 3-го класса, для простого люда, с жесткими неудобными скамьями. Выпуска­лись еще и вагоны 4-го класса - с маленькими окнами и двух­этажными сплошными нарами в качестве спальных мест. Ваго­ны 1-го и 2-го классов продол­жали поступать в нашу страну из-за границы.

Так 60 лет назад на нашем за­воде началось производство пас­сажирских вагонов для железно­дорожного транспорта. Известно, что в это время пассажирские вагоны выпускались также Ковровскими мастерскими Казанской железной дороги. До этого пасса­жирские вагоны покупались за границей. Можно сказать, что наш завод является одним из ста­рейших предприятий, пионером отечественного пассажирского вагоностроения.

Новогоднее елочное украшение "Вагонмаш", про-во Mostowski, лимитированная серия Стеклянное елочное украшение ручной работы "Вагонмаш", про-во Mostowski, лимитированная серия
Новогоднее елочное украшение "Вагонмаш", про-во Mostowski, лимитированная серия, 2008 г.

*****

ЗАО «ВАГОНМАШ» имеет богатую историю, являясь одним из старейших вагоностроительных предприятий России (входит в Группу компаний Вагонмаш). Сегодня ЗАО «ВАГОНМАШ» – одно из предприятий вагоностроительной отрасли России, имеющее огромный опыт в проектировании и производстве вагонов для метрополитенов и железных дорог.

*****

 

Проект о елочной игрушке ChristmasHeaven.ru благодарит за предоставленные фотографии и информацию Петербургского коллекционера Гулю Мингазову и Генерального директора ЗАО «ВАГОНМАШ» Юлию Бычкову.

© http://www.christmasheaven.ru

Комментарии
#1 | Владимир 01 июня 2013
Мне понравилось
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАШ ФОРУМ

- busina.antik добавил сообщение в тему Дед Мороз папье-маше

- busina.antik добавил сообщение в тему Дед Мороз, вата/пластмасса

- busina.antik добавил сообщение в тему Дед Мороз и Снегурочка, вата/пластмасса

- busina.antik добавил сообщение в тему Мини-ёлка с мини-игрушками

- Матвеев Иван добавил сообщение в тему Сколько за всё

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть